Память – это совокупность познавательных и психических способностей личности. Память – накопление, сохранение и использование полученной информации. Способность человека запоминать и воспроизводить информацию не гарантирует копии полученных знаний. Дело в том, что память поддерживает работой нескольких мозговых отделов. Каждый мозговой отдел запоминает и воспроизводит информацию по-разному.
Расстройство памяти является следствием поражений отделов головного мозга. Выявить нарушения работы отделов головного мозга не всегда удается с первого раза. Это и становится причиной сложной и долгой реабилитации больных с нарушениями памяти. С чем сталкиваются люди с нарушением работы памяти:
- сложности бытовой адаптации;
- нарушения социальной и межличностной адаптации;
- потеря профессиональных навыков и знаний.
Типы нарушений:
- вербальные (имена, названия, ранее изученная информация);
- визуальные (память маршрутов, изображений, очертаний фигур, лиц);
- информационный (память о полученной информации, профессиональных навыках).
Память может вернуться внезапно, но гарантии нет. Чтобы вернуть анализаторские навыки памяти, необходима реабилитация.
В процессе реабилитации могут быть применены лекарства, которые врач, как правило, назначает в качестве стимулятора нервной системы или антидепрессанта.
В реабилитации важно, чтобы больной осознавал сложность ситуации, но при этом чувствовал полноценную эмоциональную поддержку, как от родственников, так и заинтересованность врачей.
Врачи рекомендуют использовать хобби. В этом способе есть интересная особенность. Выбирать хобби нужно не то, с которым человек с расстройством памяти был знаком, а то, о котором он возможно впервые слышит. Таким образом, запускаются активные мыслительные процессы. Например, женщина с расстройством памяти когда-то хорошо шила. Теперь ей предстоит взять в руки кисть и попробовать раскрасить картину по номерам.
Игры, для которых необходимо логическое мышление стимулируют работу мозга. Важно, чтобы игры были парными, то есть шашки, шахматы, домино, настольные игры с картами.
В процессе реабилитации необходимо, чтобы человек чувствовал свою самостоятельность. Это он может проявлять, собирая пазлы, разгадывая судоку.
Для качественной реабилитации требуется систематизация действий и строгое следование расписанию.
С процессом восстановления памяти проще справиться, когда есть специалист, который работает не на интуитивном уровне, как родственники, которые хотят помочь. Например, занятия с логопедом необходимым для того, чтобы стимулировать мозг к созданию новых нейронных связей.
Существуют также приложения на смартфонах для тренировки и восстановления памяти. Приложения в определённом алгоритме будет запускать цвета и слова, которые необходимо будет выстроить в правильном порядке или составить заново.
В процессе реабилитации помогают напоминания на стикерах или смартфоне. Стикеры можно размещать везде, от входной двери, до ванной комнаты. На них пишут обычные бытовые фразы «повесить ключи на крючок», «вытереть пыль», «покормить собаку».
Сохранение или увеличение физической активности увеличивает шансы на успешную реабилитацию. Занятия спортом можно проводить, как со специалистом, так и самостоятельно. Плавание является наиболее безопасным способом восстановления двигательной и умственной активности. Во время плавания задействуются все группы мышц и дыхательная система, которая отвечает за насыщение всех клеток тела, в том числе и мозга, кислородом.
В рационе должны быть только правильные продукты, состав которых положительно скажется на работе мозга: мясо, рыба, овощи, крупы, цельнозерновой хлеб, орехи, темный шоколад.
Восстановление памяти – это командная работа. Человек, столкнувшийся с этой проблемой, должен быть уверен в том, что есть крепкая рука, которая поможет в любой момент.