Для улучшения производительности памяти и в частности для облегчения запоминания необходимой информации в нужный момент можно использовать комбинации из различных мнемотехник (техник запоминания). Этим техникам придавали большое значение ещё в Древней Греции.

К мнемотехникам можно отнести следующие методы: ритм и рифма, диаграммы связей (ассоциативные карты), система Доминика О`Брайена (использование ассоциативных цепочек для запоминания), метод мест (metodo del loci, основанный на ассоциации запоминаемой информации с определенными местами, путем создания маршрута следования), метод Бизуа, метод Стенгеля, метод Генри Хердсона (слова-вешалки) и др.. Также к стратегиям, позволяющим запоминать необходимый объем информации (упорядочение или организация информации) и облегчать процессы вспоминания относится перегруппировка, классификация, составление акронимов (создание слова из начальных элементов, которые требуется запомнить), структурирование и разделение на составные части. Например, чтобы запомнить список покупок, можно разбить их на группы товаров (перегруппировка) или мысленно распределить их в соответствии с магазинами(структурирование), где Вы из планируете купить. Таким образом, чем более упорядоченную информацию мы запоминаем, тем легче будет процесс её вспоминания.

Очень важным является осмысленное обучение: чтобы запомнить информацию, нужно понимать, о чём идёт речь и эта информация должна иметь для человека определенный смысл. В данном случае можно задавать себе вопросы касательно запоминаемой информации. Важна также эмоциональная реакция на запоминаемую информацию (то, что эмоционально находит отклик, запоминается лучше). Также может помочь в запоминании метод визуализации (создание мысленных образов). С этими образами можно придумать историю или рассказ для лучшего усвоения информации.

Ещё одним способом улучшения памяти является методика создания индивидуальных ассоциаций, позволяющая устанавливать связи между объектами, образами и явлениями. Чтобы взаимосвязь была эффективной, она должна иметь смысл для данного человека. Некоторые ассоциации могут возникнуть естественно, а для некоторых нужно поразмышлять и включить воображение. Ещё в облегчении запоминании может помочь нахождение логической связи между элементами, связывание запоминаемого с определенным контекстом (например, с временем или местом). Хорошим методом является пересказ того, что нужно запомнить, своими словами другому человеку. Повторяйте запоминаемую информацию, это важно для её закрепления.

Для облегчения процесса вспоминания может использоваться техника восстановления. К этой технике относится просмотр кратковременной и долговременной памяти. Суть этого метода в поиске и просмотре всех возможных ассоциаций, которые могли бы быть установлены с информацией, предназначенной для запоминания, при этом обязательно учитывается контекст. Чем больше признаков (ассоциаций) удастся обнаружить, тем больше вероятность нахождения требуемой информации.

У пациентов с выраженными проблемами с памятью высокую эффективность показали методы «расширенного воспоминания» и «рассеивания следов».

Для запоминания можно использовать различные вспомогательные средства (подсказки для памяти, поступающие извне, внешние стратегии): составление плана и расписания дел, использование разноцветных стикеров с напоминаниями, часы с будильником, ведение дневника.

Внимание и память находятся в теснейшей связи, т.к. без внимания невозможно ничего запомнить. Поэтому в программу тренировки памяти обязательно включаются задания на тренировку концентрации, устойчивости, распределения и переключения внимания.

Перед подбором заданий для тренировки памяти и других познавательных функций проводится детальное нейропсихологическое тестирование с определением тяжести и типа нарушения познавательных функций. Дальше для каждого пациента индивидуально разрабатывается индивидуальная программа тренировки памяти и определяется стратегия работы с пациентом: компенсаторная (непораженные зоны головного мозга берут на себя функции «плохо работающих», происходит реорганизация функции в головном мозге) или восстановительная, однако чаще всего используются обе стратегии одновременно. Ключевыми моментами для эффективности занятий являются дисциплина и регулярность.